Понеділок, 23 Грудня, 2024

“Протоевропейцы” теряют хватку. Первый тур местных выборов в Молдове показал слабость партии Санду – Сергей Ильченко

У ЦЕНТРІ УВАГИ

Правящая партия PAS (Действие и Солидарность, Partidul Acțiune și Solidaritate), получившая монобольшинство в 63 мандата из 101 на парламентских выборах 2021 года, растранжирила кредит доверия

Собственно говоря, то, что случилось, было вполне ожидаемо ещё после весеннего провала в Гагаузии.

В воскресенье, 5 ноября по всей Молдове прошел первый тур местных выборов, на которых избирались 898 мэров (в Молдове их называют “примары”) и 11058 местных советников. Явка по Молдове в целом была средняя — 41,4 % при пороге в 25%. Тем не менее, в восьми населенных пунктах выборы были признаны несостоявшимися из-за малой явки. Ещё в трех населенных пунктах выборы отменили из-за отсутствия конкуренции – был зарегистрирован только один кандидат.

Общая ситуация показана на карте. Второй тур положения PAS определенно не улучшит – а вот ухудшить вполне может. Это не полный разгром, но несомненный проигрыш по очкам. Крупнейшие города будет контролировать оппозиция.

Партии, набравшие наибольшее число голосов в районных/муниципальных советах
Партии, набравшие наибольшее число голосов в районных/муниципальных советах

PAS одержала победу в 19 из 32 избирательных округов, но пока неизвестно, получит ли она большинство в советах, поскольку переговоры о формировании коалиций только начинаются. Ситуация по мэрам окончательно выяснится во втором туре. Из условно-проевропейских помимо PAS — разве что PSDE.

Самым сладким куском был, естественно, Кишинев, через который проходит большая часть финансовых потоков. По степени реального влияния мэр Кишинёва сопоставим с премьером, председателем парламента и президентом, а кишиневский муниципальный советник – с парламентским депутатом.

Победу в Кишиневе, уже в первом туре, одержал действующий мэр Ион Чебан, набравший 50,62%. Его оппонент из правящей PAS, Лилиан Карп набрал 28,23% — как говорится, почувствуйте разницу.

У Карпа были бы шансы на победу, пойди он на выборы как независимый кандидат, пусть и опирающийся на поддержку PAS. Тогда, скорее всего, он, как минимум, вышел бы во второй тур.

Выигравший второй срок Чебан – классический тип ориентированного на Москву молдавского политика: выходец из Партии Коммунистов, перебравшийся затем в Партию Социалистов. Сейчас Чебан, отреагировав на перемену ветра, симулирует проевропейскую ориентацию, для чего организовал собственную партию MAN (Движение Национальная Альтернатива – Mișcarea Alternativa Națională). Тем не менее, победе “проевропейского” Чебана всю ночь радовались все молдавские Z-паблики. Это, конечно, было палево — хотя, с другой стороны, ну кто же не знает в Молдове Иона Чебана?

Безусловно, об идейной составляющей, определяющей ориентацию Чебана на Москву, речь не шла, и не идет. Чебан готов сотрудничать со всеми, кто готов за это платить. Молдова, вскочив на ступеньку украинского вагона, полным ходом несется в ЕС, а это значит, что России будет выгодно поддерживать в Молдове фиктивно-проевропейские партии, заявляющие о необходимости прагматичного подхода к сотрудничеству с Москвой. В Кремле совсем не прочь получить в составе ЕС ещё одну манипулируемую ей страну — следом за Венгрией и Словакией. Конечно, примерно тех же результатов в Кремле могли бы достичь, работая и с PAS, поскольку “протоевропейцы” Майи Санду примерно такие же проевропейцы, как Чебан – пророссиянин. Но с Чебаном Москве иметь дело проще и привычнее, равно как и ему с Москвой.

В Оргееве, электоральной вотчине беглого уголовника Илана Шора, предсказуемо победил один из его клонов: Татьяна Кочу, выдвинувшаяся от партии “Альтернативная сила спасения Молдовы”. Она набрала 57,59% , а занявший второе место Сергей Станчу от PAS –17%.

При этом, и основную партию Шора — “Шор”, и её клоны — общественное движение Ш.О.Р. и партию “Шанс”, и СМИ, связанные как с Шором, которого поддерживает Россия, а также напрямую с Россией, перед выборами жестко прессовали.

“Шор” – просто запретили, заблокировали 31 онлайн-портал и 22 телеканала, а, в пятницу, за день до выборов, сняли с избирательной гонки и кандидатов от партии “Шанс”, мотивируя это незаконным финансированием из России. Тем не менее, две аффилированные с Шором партии-клона — “Возрождение” (PR) и уже упомянутая “Альтернативная сила спасения Молдовы” (FASM), “Наша Партия” Ренато Усатого, легко идущая на союз с шоровцами, и десятки формально независимых, но, в действительности, выдвинутых от Шора и на его деньги кандидатов, приняли участие в выборах. Напор Шора на Молдову сейчас так велик, что впору говорить о “Шор-атаке”, политическом аналоге DDoS. Вместе с тем, запреты работают неважно. Не в последнюю очередь ещё и потому, что, помимо них PAS предъявить избирателям, по сути, нечего. Если бы запреты сочетались хоть с какими-то успехами, они могли бы сработать значительно эффективнее. Но PAS оторвалась от избирателей. Её действия носят, по большей части, характер постановки, рассчитанной на западных политиков в роли зрителей, и сочетаются с безудержным обогащением её верхушки, не менее криминальным, чем то, за что Шор получил свой приговор в пятнадцать лет, и был вынужден уйти в бега.

Шор тоже не пророссийский, он сам за себя. Но России удобно работать с беглыми уголовниками, такими, как он, а им – с Россией. Кремль и всякого рода отморозки – террористы, уголовники, наркоторговцы, — удивительно легко находят общий язык по причине социальной близости.

В политике Шор – абсолютный популист. Его основная тактика — ввод в игру новых фигур, без внятных биографий. Классический тип шоровского кандидата — умеренно молодая и умеренно симпатичная дама, возникшая буквально из ниоткуда. Такую пустую фигуру просто не за что критиковать. В ситуации тотального разочарования граждан во всех политических силах, и при должных вложениях в рекламу, у неё возникают серьезные шансы на победу. Эту технологию Шор успешно опробовал в Гагаузии, и ожидаемо применил снова.

Мог ли Шор продавить своего кандидата также и в Кишинёве? При очень большом желании – да, мог, но он не стал этого делать. Победу мэра, за спиной которого был бы виден Шор, молдавская власть восприняла бы как удушающий захват, и ответила бы очень грубо, уже без оглядки на закон. Шору ни к чему идти на такое резкое обострение, он настроился играть вдолгую, и захватывать Молдову начиная с провинции.

В Бельцах во второй тур вышли кандидаты от “Нашей партии” Ренато Усатого, и от Шора, но формально независимая Арина Коршикова. В Единцах тоже будет второй тур: действующий мэр Константин Кожокару с длинным шлейфом коррупционных скандалов и Олег Сандуляк от Партии Социалистов Игоря Додона. В Комрате во второй тур прошли два независимых кандидата, не прямо шоровские, но имеющие с ним прочные связи. Действующий мэр Сергей Анастасов в 2015 году баллотировался от “Нашей Партии” и пользовался личной поддержкой Ренато Усатого, в 2019 году переметнулся к Партии социалистов, а во время башканских выборов поддерживал кандидата Виктора Петрова, который, как и Николай Дудогло, поддержал во втором туре креатуру Шора Евгению Гуцул.

На выборах мэра Тараклии победил действующий мэр и тоже формально независимый, но близкий к Шору Вячеслав Лупов, набравший 90% голосов. На втором месте, с 3,68% — Николай Гарановский от партии “Возрождение”, то есть, тоже от Шора.

Только в Унгенах кандидат от PAS, Дионисий Терновский, занявший первое место с 30,57% голосов, прошел во второй тур, где, по всей вероятности, победит.

Комментаторы, объясняя успехи Шора, кивают на тотальный подкуп, и пишут о том, что нет такой крепости, которую не взял бы осел, груженный золотом. Но в этой логике есть несколько нелицеприятных деталей. Прежде всего, кроме золота нужен ещё и осёл, в роли которого выступает заметная часть молдавских избирателей. И дело именно в ослах, поскольку золота за один голос давали не так уж много, порядка тысячи молдавских леев.

Но даже избиратели, которые не торговали своими голосами, и не были пророссийскими, нередко просто не видели достойных в списке кандидатов. А вроде бы протоевропейский PAS у очень многих из них вызывал рвотный рефлекс, притом, вне всякой связи с симпатиями к России.

Таким образом, в новом трехгодичном цикле молдавских выборов: местные/ президентские/ парламентские, пока выигрывает Москва, со счетом 1:0.

Актуальні новини